Смотрите описание cjc-1295 dac купить тут.
   
   
   
   

Статистика

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Действия судьи в некоторых спорных игровых ситуациях Печать E-mail


        Игровое поле

    Ситуация № 1: в одном из залов одна зона подачи выглядела как коридор, протянувшийся от линии подачи до находящихся прямо за площадкой мест для зрителей.

    Решение: в официальных матчах свободная зона должна быть прямоугольной и симметричной. Значит, специального коридора для подачи быть не должно.

    Ситуация № 2: игрок перепрыгивает рекламные щиты, ограничивающие свободную зону, и обрабатывает мяч, находящийся вне игрового поля.

    Решение: правильная игра. Мяч может быть возвращен в игру извне игрового поля.

    Ситуация № 3: игрок бросается, пытаясь спасти мяч, находящийся над трибуной (местами зрителей). После касания он приземляется не на пол, а на трибуну.

    Решение: правильная игра. Разрешается играть за свободной зоной. Вне игрового поля, пытаясь достать мяч, игрок может использовать помощь партнера и любые предметы.

        Форма

    Ситуация № 4: две команды прибывают в нейтральный зал на матч, который должен быть показан по TV, в одинакового цвета форме. Какая команда должна поменять форму?

    Решение: контрольный комитет должен решить этот вопрос. Если цвет формы был определен заранее, то команда, нарушившая это официальное решение, должна поменять форму. Если не было предварительного определения цвета формы, то команда, стоящая первой в официальной программе соревнований, должна поменять форму. Если эти способы не применимы, то команда, которая должна сменить форму, определяется жеребьевкой.

    Ситуация № 5: игрок выходит на замену. Второй судья замечает гипсовую повязку у него на запястье.

    Решение: второй судья должен запретить выход этого игрока на поле без какого-либо наказания. Такой игрок может сидеть на скамейке запасных без права участия в игре.

    Ситуация № 6: в игре женских команд игрок носит кольцо с остро ограненным камнем. Первый судья просит его снять. Игрок отвечает, что это кольцо нельзя снять с пальца. Может ли она продолжать игру?

    Решение: в принципе игрок должен снять кольцо. Если же это действительно невозможно, то кольцо должно быть изолировано пластырем, чтобы предупредить возможные травмы. Важно, чтобы судья предупредил игрока и старшего тренера, что нарушивший правила игрок ответственен за возможные травмы.

    Ситуация № 7: бьющая рука нападающего туго перевязана бинтом. После судейского вмешательства установлено, что под повязкой была спрятана металлическая пластина. Это возможно?

    Решение: судья обязан потребовать от игрока снять повязку и удалить пластину, так как это давало игроку искусственное преимущество при выполнении удара.


        Права и обязанности капитана


    Ситуация № 8: капитан команды R-5 заменяется игроком R-7 и назначается R-3 капитаном на площадке. Через некоторое время R-5 возвращается на площадку. Кто является капитаном на поле?

    Решение: после двойной замены R-5 - R-7 - R-5 капитан команды R-5 автоматически сохраняет свою функцию.

    Ситуация № 9: капитан команды по любому случаю спрашивает у судьи, почему именно такие решения принимаются арбитром.

    Решение: если, по мнению первого судьи, подобное поведение носит чрезмерный характер, он обязан предупредить капитана желтой карточкой. Если такое же поведение продолжается, капитан команды должен быть наказан красной карточкой за неспортивное поведение.

    Ситуация № 10: капитан подающей команды не уверен в том, что его команда правильно соблюдает очередность подачи, и просит второго судью проверит расстановку команды до совершения подачи.

    Решение: вопрос правильный. Первый судья должен попросить второго судью проверить правильность расстановки прежде, чем игра будет продолжена. Никто из судей не имеет права информировать команду о расстановке противника, за исключением того, что расстановка правильная. Ни одна из команд не должна злоупотреблять вопросами о правильности расстановок.

    Ситуация № 11: капитан подающей команды затрудняется определить, какие игроки принимающей команды являются игроками передней линии. Чтобы определить это, он просит первого судью проверить карточку расстановки команды противника.

    Решение: если подобный запрос является исключительно редким, первый судья должен обязать второго судью проверить карточки расстановки игроков. Тем не менее, запрашивающая команда получит информацию только о том, правильна или нет расстановка противника. Никакой информации относительно того, кто является игроком передней или задней линии, не может быть предоставлено

    Ситуация № 12: судья на линии показал касание мяча на блоке. Это видел капитан атаковавшей команды, но не заметил судья. Как правильно и вежливо должен этот капитан попросить первого судью принять во внимание сигнал судьи на линии?

    Решение: капитан атаковавшей команды может вежливым поднятием одной руки запросить разрешения подойти к первому судье. Он может попросить объяснения по поводу окончательного решения судьи. Судья должен ответить на этот запрос.

    Ситуация № 13: капитан одной из команд протестует по поводу того, что судья не применил правильного (нужного) в конкретном случае наказания команды противника. Первый судья считает, что его решение является окончательным и протест не принимается.

    Решение: судья не прав. Протесты, касающиеся ситуаций с правилами и наказаниями, допустимы и должны приниматься судьей. Капитан команды имеет право записать свое несогласие с решением судьи в протокол в качестве официального протеста после окончания игры (или просить секретаря сделать такую запись). Дискуссии во время матча запрещены.


        Права и обязанности тренера


    Ситуация № 14: после розыгрыша мяча тренер встал и размахивает руками, выражая полнейшую ошибочность решения судьи.

    Решение: тренеру разрешено выражать свою реакцию на решения судей нормальным образом. Если реакция чрезмерна, то это расценивается как неспортивное поведение и предупреждается желтой карточкой. Если подобное нарушение случается во время розыгрыша мяча, то наказание дается после окончания розыгрыша мяча и добавляется к результату самого розыгрыша.

    Ситуация № 15: до начала игры первый судья замечает, что тренер одной из команд имеет портативную радиосвязь и ведет переговоры с помощником, сидящим на трибуне.

    Решение: использование подобного рода устройств возможно при условии, что их использование не нарушает нормальный процесс игры.

    Ситуация № 16: в первой и второй партиях матча тренер одной из команд выражал свое несогласие с решениями первого судьи. Затем он подошел ко второму судье и настаивал на объяснении решений первого судьи. Второй судья дважды разговаривал с этим тренером более десяти секунд. Правильно ли это со стороны второго судьи?

    Решение: только капитану команды предоставлено право просить судью дать объяснения. Тренеру это не разрешено. Второй судья не должен говорить с тренером, а должен вернуть его на скамейку запасных игроков. Если это не производит действия, второй судья должен немедленно информировать первого судью для принятия соответствующих санкций.

    Ситуация № 17: по окончании розыгрыша главный (старший) тренер громко выражает свой протест по поводу решения судьи и просит первого судью изменить решение.

    Решение: первый судья может предупредить тренера устно или наказать его желтой карточкой. Это положение распространяется и на всех членов команды. Только капитан на площадке имеет право обращаться к судье за разъяснениями.


        Жеребьевка


    Ситуация № 18: какие возможности выбора есть у команды перед первой и пятой партиями, когда ее капитан получил право на выбор в результате жеребьевки?

    Решение: получивший право на выбор имеет 4 возможности:
    1) подача;
    2) прием подачи;
    3/4) выбор площадки.

    Таким образом, если получивший право выбора капитан выбирает площадку, то его оппонент может выбрать подачу или ее прием. Если угадавший жребий капитан выбирает подачу, другой капитан имеет право выбрать поле. Если угадавший жребий капитан выбирает прием подачи, то другой капитан выбирает поле.

        Замены

    Ситуация № 19: тренер команды представил карточку расстановки. Однако после разминки он решает изменить начальную расстановку. Какова процедура?

    Решение: в данном случае возможен только обычный процесс замены.

    Ситуация № 20: во время игры у игрока рвутся трусы так, что их необходимо заменить. Тренер просит замену и заменяющий игрок появляется у стола секретаря в тренировочном костюме. Каковы правильные действия судьи?

    Решение: когда замена предварительно не запланирована (возникает в силу вынужденных обстоятельств) решение предоставляется на усмотрение судьи. В данном случае заменяющему игроку предоставляется необходимое время, чтобы снять тренировочный костюм и войти в игру без наказания за задержку.

    Ситуация № 21: во время официальной разминки игрок, указанный в карточке расстановки на первую партию, получает травму и не может играть. Должен ли он, тем не менее, начать партию, а потом быть заменен?

    Решение: нет. травмированный игрок должен быть заменен согласно обычной процедуре замены.

    Ситуация № 22: игрок подворачивает голеностоп, но хочет остаться в игре. Капитан этой команды запрашивает дополнительное время, чтобы оказать помощь травмированному игроку для продолжения игры.

    Решение: просьба капитана должна быть отклонена. Судья может дать время, нужное для того , чтобы проверить состояние голеностопа. Если игрок остается на поле, но ему необходимо некоторое время, команда должна взять тайм-аут. В противном случае, игра возобновляется после замены. Травмированный игрок может вернуться после оказания ему помощи.

    Ситуация № 23: в пятой партии происходит обычная полная замена №4 - №7 - №4. В процессе игры судья дисквалифицирует №4.

    Решение: в данном случае команда не может заменить дисквалифицированного игрока №4 и ей засчитывается поражение в партии и в матче, поскольку она объявляется в неполном составе.

    Ситуация № 24: тренер команды запросил три замены. После получения разрешения на замены, тренер решает сделать только две.

    Решение: это возможно, но не должно вызвать задержку замен по времени.

    Ситуация № 25: тренер запрашивает замену и, после получения разрешения на нее со стороны второго судьи, отказывается от замены.

    Решение: команда получает предупреждение за задержку игры.

    Ситуация № 26: игрок №7 оказался в игре, хотя не был внесен в карточку расстановки на эту партию. Это было обнаружено, когда команда уже использовала все 6 замен.

    Решение: неправильная карточка расстановки. Процедура восстановления порядка следующая:
    а) команда теряет розыгрыш мяча. Очко или переход подачи для другой команды;
   б) вместо №7 выходит на поле игрок, записанный в карточку расстановки. Эта замена-исправление не входит в число обычных замен. Но удаление №7 не ликвидирует те замены, которые были сделаны в партии с игроком №7 до этого момента;
   в) все очки, набранные командой с игроком №7, когда он находился в игре, снимаются;
   г) команда (с игроком №7) после этого не наказывается.

    Ситуация № 27: тренер команды запрашивает замену без указания количества замен, а к столу секретаря подходят два игрока.

    Решение: поскольку тренер не указал количество замен, только одна замена может быть разрешена. Тренер должен решить, кто из двух готовых к замене игроков, должен войти в игру.

    Ситуация № 28: команда произвела 5 замен. Тренеру дается право на замену еще, но он просит две замены.

    Решение: только одна замена может быть произведена (по выбору тренера). Остальные замены отклоняются без наказания.

    Ситуация № 29: тренер запрашивает замену в то время, когда заменяющий игрок не подготовлен к ней. Команда получает предупреждение за задержку игры. Сразу после этого тренер снова запрашивает замену. Возможно ли это?

    Решение: нет. По крайней мере один розыгрыш мяча должен состояться.

    Ситуация № 30: заменяющий игрок выходит на поле, размахивая табличкой с номером замены. Второй судья разрешает замену, хотя не было запроса на нее от тренера команды.

    Решение: замена должна быть отклонена, поскольку нарушена правильная ее процедура.

    Ситуация № 31: первый судья фиксирует касание сетки игроком S-3 и подача переходит к команде R. Тренер команды R просит замену. Во время замены выясняется (с помощью судьи на линии), что касанию сетки игроком S-3 предшествовала другая ошибка - пересечение мячом сетки вне игрового пространства. Судья меняет свое решение. Может ли тренер отказаться от запрошенной им замены?

    Решение: поскольку судья изменил свое решение, тренер может отказаться от запрошенной им замены (без какой-либо санкции со стороны арбитров). Все действия, относящиеся к запросу замены должны быть удалены из протокола, и замененному игроку разрешается вернуться на прежнее место (как будто замены не было). Эти поправки должны быть отмечены в протоколе игры.

        Касание мяча

    Ситуация № 32: игрок команды R обманным ударом направляет мяч на сторону команды S, и мяч приземляется снаружи боковой линии, близко к ней, так, что часть мяча проецируется на линию, но не касается ее. Мяч "в поле" или "за"?

    Решение: мяч "за". Чтобы быть "в поле", хотя бы часть мяча должна коснуться линии.

    Ситуация № 33: игрок на задней линии играет в защите, отражая нападающий удар. Его действия напоминают блокирование: руки подняты и "открыты". Это возможно?

    Решение: касание должно быть квалифицировано судьей, насколько оно правильно. Если это "первое касание", то защитник имеет право на многократное касание в рамках одного игрового действия. Такое защитное действие называется "пляжный прием" и квалифицируется как тенденция правил игры стимулировать защитные действия.

    Ситуация № 34: пытаясь достать мяч, игрок бьет по нему ладонями, и касание сопровождается необычным звуком, как будто мяч был задержан.

    Решение: решение судьи не должно базироваться на звуке от касания мяча. Судья не должен быть поспешным со свистком в подобном случае и фиксирует ошибку, если он зрительно убежден, что мяч коснулся и других частей рук.

    Ситуация № 35: игрок R принимает мяч и он перелетает через сетку. Игрок S блокирует этот мяч, направляя его в площадку команды R. Правильно ли это?

    Решение: это правильные действия игрока команды S. Вопрос заключается в характере самого касания-блокирования. Мяч должен быть "ударен", а не "задержан" или "брошен".

    Ситуация № 36: R-4 бьет, S-2 и S-3 ставят блок. Мяч оказывается между сеткой и блокирующим S-2, скользит вниз, касаясь груди блокирующего. Когда мяч оказался на уровне живота, блокирующий S-2 сгибает колено, чтобы обработать мяч. Это возможно?

    Решение: если нет других действий или попыток сыграть мяч после отскока от блока, последовательный быстрый и непрерывный контакт мяч-грудь блокирующего не является ошибкой. Игра коленом - это другое игровое действие, которое не является ошибкой, поскольку это было "первое касание".
 

        Переход (пересечение) под сеткой


    Ситуация № 37: R-3 блокирует удар S-2. Затем R-3 приземляется пятками на линию, в то время как большая часть стоп оказывается на стороне S. Сблокированный мяч падает на стороне S на стопы R-3.

    Решение: позиция стоп правильная. Падение мяча на стопы должно трактоваться как "в поле". Команда R выиграла розыгрыш мяча.

    Ситуация № 38: нападающий R-3 в процесс замаха-удара случайно бьет под сеткой игрока S-4. Контакт мешает S-4 выполнить блок, и мяч падает на сторону S.

    Решение: действия нападающего R-3 ошибочны, поскольку касание под сеткой помешало S-4 выполнить игровое действие. Розыгрыш выиграла команда S.



        Касание сетки

    Ситуация № 39: команда принимает подачу. Связующий игрок вышел с задней линии к сетке в оптимальную позицию для передачи, но после плохого приема подачи вынужден бежать на заднюю линию для передачи. Начав движение на заднюю линию, он слегка касается сетки. Это ошибка?

    Решение: нет. Связующий игрок коснулся сетки не во время действительного игрового контакта с мячом, и никоим образом это касание не влияло на ход игры.

    Ситуация № 40: игрок разворачивается около сетки для продолжения игры и волосами касается сетки.

    Решение: подобного рода касания сетки (волосы, футболка, маленькие личные полотенца) являются ошибкой только в тех случаях, когда игрок, допустивший касания сетки, активно участвует в игровых действиях с мячом. Но даже в этих случаях касания не считаются ошибкой, если касания сетки сами по себе очень незначительные и не вызывают движений сетки, и не оказывают влияния на ход игры.
Следующая страница
Во время подачи


    Ситуация № 41: в момент подачи игрок принимающей команды R-6 стоит так, что обе его ступни немного позади ступней R-3, но R-6 одной рукой касается пола явно впереди R-3.

    Решение: касание пола рукой впереди R-3 не является ошибкой R-6, поскольку правильность позиции игроков определяется по положению их ступней.

    Ситуация № 42: игрок принимающей команды R-6 стоит на приеме явно впереди R-3. В момент удара подающего игрока R-6 подпрыгивает и оказывается в воздухе в то самое время, когда подающий бьет по мячу.

    Решение: это ошибка команды R, поскольку позиция игрока на приеме определяется по месту его последнего соприкосновения с полом.

    Ситуация № 43: во время удара по мячу подающим игроком, игрок принимающей команды R-2 стоял так, что часть его стопы была на площадке соперника, а другая часть на центральной линии. Второй судья определил это как ошибку R-2, поскольку он был не полностью внутри своей площадки в момент подачи.
   
    Решение: Второй судья прав.

    Ситуация № 44: секретарь замечает, что подающая команда нарушает очередность подачи: S-6 вышел в зону подачи вместо игрока S-1, который был бы правильным подающим. Как только S-6 подал, секретарь дал сигнал судьям, которые остановили игру.

    Решение: правильные действия секретаря, который должен информировать судей об ошибке в очередности подачи только после ее совершения.

    Ситуация № 45: игрок подающей команды S-6 подбрасывает мяч, чтобы произвести подачу, но в это время S-1 останавливает его, поскольку S-6 нарушает очередность подачи. S-6 позволяет мячу упасть на пол. На подачу выходит S-1. Судья разрешает новую попытку подачи.

    Решение: судья не прав. Командам дается только одна попытка подачи в течение 8 секунд с момента свистка судьи на подачу. S-6 должен был положить мяч на площадку или передать его S-1. S-1 должен был, не дожидаясь дополнительного свистка судьи, произвести подачу. Если игроки не уложились в 8 секунд, судья должен дать свисток, передать мяч другой команде и показать жестом, что прошло 8 секунд.

    Ситуация № 46: во время исполнения подачи подающий игрок касается изнутри зоны подачи линии, ограничивающей зону подачи сбоку.

    Решение: ошибки нет, поскольку эти ограничительные линии входят в зону подачи. Однако, нельзя касаться линии подачи, ограничивающей площадку.

    Ситуация № 47: судья дает свисток на подачу и игрок S-2 готовится ее выполнить. Партнер замечает нарушение очередности подачи. Правильный подающий S-1 входит в зону подачи, а S-2 входит на поле. S-1 подает прежде, чем истекли положенные 8секунд на подачу.

    Решение: подача правильная, поскольку игроки уложились в 8 секунд.

    Ситуация № 48: подающий игрок подбросил мяч на удар, но не подал, а дал мячу упасть. Затем прямо с отскока мяча от пола он выполняет подачу.

    Решение: подача неправильная, поскольку судья после падения мяча на пол должен дать свисток на подачу снова. Повтор подобной попытки на подачу будет оштрафован переходом подачи.

        Нападающий удар

    Ситуация № 49: игрок R-5 прыгает в зону нападения и атакует вторым касанием команды. Мяч попадает в трос и отскакивает обратно к команде R.

    Решение: мяч не пересек вертикальную плоскость сетки (плоскость перехода) и не касался блока противника, т.е. нападающий удар не был закончен. Поэтому команда R имеет третье касание, чтобы вернуть мяч на сторону противника.

    Ситуация № 50: S-1 подает. R-6 прыгает с задней линии и касается мяча, когда он находится выше верхнего края сетки. Сам контакт с мячом состоялся за линией нападения, а мяч вернулся на сторону подающей команды.

    Решение: действия R-6 правильные, хотя и запрещено блокировать подачу или нападать прямо с подачи, посколькуR-6 обрабатывал мяч за линией нападения.

        Блок

    Ситуация № 51: блокирующий S-3 накрывает второе касание связующего R-2 над сеткой и с переносом. Первый судья не свистит. Возможны ли такие действия блокирующего?

    Решение: первому судье необходимо определить действие связующего. Судья должен знать, сделан ли пас параллельно сетке, или мяч идет к сетке, превращаясь в атакующий удар. В первом случае это будет ошибка блока, поскольку мяч "не идет со стороны противника". Во втором случае блокирование возможно, поскольку мяч идет со стороны противника и должен быть квалифицирован как нападающий удар.

    Ситуация № 52: R-5 направляет первым касанием мяч так, что он может перелететь на сторону противника, если его не обработают партнеры. R-3 находится в готовности сыграть этот мяч. S-2 накрывает мяч на стороне противника раньше, чем пытающийся сыграть R-3.

    Решение: ошибка блокирующего S-2. Нельзя блокировать на чужой стороне, пока атакующий удар не завершен, за исключением случаев, когда, по оценке первого судьи, игроки команды R не в состоянии достать и сыграть мяч.

    Ситуация № 53: R-5, находясь у сетки, нападает по мячу, который был выше верхнего края сетки. Одновременно с этим ударом S-2 ставит блок на стороне противника.

    Решение: двойная ошибка (обоюдная ошибка). Атака невозможна, поскольку R-5 игрок задней линии, блокирование невозможно, поскольку нападающий удар не завершен. Если бы блокирование состоялось после того, как R-5 выполнил удар, то только R-5 совершил бы ошибку.

Ситуация № 54: R-5 принял подачу и направил мяч на верхний край сетки. R-2 (связующий), определив, что мяч перелетает через сетку, прыгает и "блокирует" мяч двумя руками, направляя его на сторону противника между руками блокирующего противника S-4. Возможно ли это?

    Решение: если первое касание у сетки - это блокирование R-2, то его контакт с мячом расценивается как "нападающий удар". Это должно быть оценено как будто R-2 атаковал. Но это необычно атаковать двумя руками, хотя нет и правил против этого. С другой стороны, если первое касание у сетки - это блок или атака S-4, тогда действия R-2 должны быть оценены как действия блокирующего. Блокирование же двумя руками - нормальное действие. В любом описанном случае первый судья должен определить, является ли игра R-2 правильной.

        Неправильные запросы (просьбы)

    Ситуация № 55: после свистка на подачу капитан или тренер принимающей команды запрашивают тайм-аут.

    Решение: судья должен отклонить этот неправильный запрос. После свистка на подачу никакие запросы на правильные перерывы не разрешаются. В случае повторных действий той же команды, они расцениваются как задержка игры с последующими санкциями.

    Ситуация № 56: команда R использовала в партии два перерыва. Затем, в той же партии, капитан запросил третий тайм-аут, и второй судья дал на него разрешение. Сразу после этого секретарь информирует второго судью, что это уже третий тайм-аут в этой партии. Какова процедура для судей?

    Решение: просьба о третьем тайм-ауте неправильна и должна быть отклонена немедленно, но без наказания. Первый судья информируется об ошибке и третий тайм-аут немедленно прерывается.

    Ситуация № 57: тренер команды запрашивает и дает сигнал на замену, но игрок не слышит вызова тренера и не оказывается в зоне замены к моменту просьбы тренера на нее. Судья делает предупреждение за задержку игры и жестом руки удаляет игрока-замену, который к тому времени уже оказался в зоне замены. Тренер возбужденно утверждает, что он просил тайм-аут и вновь его запрашивает. Команда получает тайм-аут, после него вновь запрашивается и разрешается замена. Правильно ли это?

    Решение: поскольку тренер запрашивал замену (голосом и сигналом), а игрок-замена не был в зоне замены, предупреждение о задержке игры правильное. Также правильно, что после получения этого предупреждения тренер запросил тайм-аут. Но запрос замены после этого тайм-аута является неправильным, поскольку после получения предупреждения за задержку игры, что было обусловлено неготовностью игрока к замене, по крайней мере должен состояться один розыгрыш мяча. Этот повторный запрос на замену отклоняется без санкций.

    Ситуация № 58: перед началом второй партии судья просит команды занять свои места на площадке. Одна из команд не выполняет этого требования. Каковы действия первого судья?

    Решение: команды должны быть вызваны на площадку и занять свои места. Если команда делает это слишком медленно, она получает устное предупреждение за задержку, которое заносится в протокол. Если задержка выхода на поле продолжается, команда наказывается желтой карточкой (мяч передается сопернику, соперник получает очко). Если и после этого команда не выходит на поле, то это квалифицируется как отказ от игры, и ей засчитывается поражение.

    Ситуация № 59: после выигрыша мяча и получения права на подачу, подающая команда собирается вместе на своей площадке, чтобы обсудить стратегию следующего розыгрыша мяча. Судья дает соответствущее время игрокам, чтобы они вернулись на свои позиции, а затем дает свисток и предупреждает команду за задержку.
   
    Решение: правильное решение судьи. Не существует требования для судьи давать игрокам больше разумно нужного времени, чтобы вернуться на свои игровые позиции для продолжения игры. Судья должен хорошо оценивать ситуацию в данном случае. Он должен позволять соответствующие эмоции и энтузиазм игроков, но не должен допускать задержек игры.

    Ситуация № 60: команда взяла тайм-аут. Но после его окончания немедленно не возвращается на поле. Как она должна быть наказана?

    Решение: команда должна немедленно возобновить игру. Если она не делает этого, она предупреждается за задержку игры. За вторую и все последующие задержки в этой встрече команда наказывается желтой карточкой.

    Ситуация № 61: тренер команды получил предупреждение за задержку игры, когда пытался произвести замену. Позже, в следующей партии, игрок этой же команды задерживает игру тем, что не откатывает с поля вышедший из игры мяч.

    Решение: санкция за задержку игры - командная санкция, которая суммируется в течение всего матча. Таким образом, первое предупреждение за задержку - это предупреждение для всей команды. Второе наказание за задержку игры - желтая карточка - также для всей команды. Все последующие наказания за задержку - желтая карточка. За это нарушение не может быть удаления.

    Ситуация № 62: во время игры, после окончания розыгрыша мяча, зрители периодически выбегают на игровое поле и протестуют против решения судей.

    Решение: первый судья должен потребовать остановить матч и потребовать от организаторов и контрольного комитета восстановить порядок в зале. Остановка игры должна быть записана в протоколе матча.

        Неправильное поведение

    Ситуация № 63: игрок был предупрежден за неспортивное замечание по отношение к противнику. Позднее тот же игрок снова делает грубое замечание по отношению к другому игроку противника. Каково правильное решение первого судьи?

    Решение: Этот игрок должен быть наказан. За второй случай неспортивного поведения он должен получить желтую карточку.

    Ситуация № 64: после окончания розыгрыша мяча игрок некрасиво (демонстративно) бьет мяч ногой. Первый судья предупреждает его устно за неспортивное поведение и это не записывается в протоколе матча.

    Решение: действия судьи правильные. Подобные неспортивные действия не разрешаются.

   Ситуация № 65: между партиями игрок S-3 сделал оскорбительное замечание по отношению к официальному лицу и получил желтую карточку от судьи за грубое поведение. Команда S имеет подачу в предстоящей партии. Каково правильное решение судьи?

    Решение: Санкции, примененные между партиями, относятся к предстоящей партии. Таким образом, перед первой подачей, судья должен наказать провинившуюся команду (игрока S-3) и передать подачу команде противника. Если имеет место случай, когда наказываются обе команды, то подающая команда наказывается первой, а затем наказывается принимающая команда. Ниже следуют нарушения, которые случаются между партиями:
    1. устное предупреждение игроку подающей команды - нет наказания;
    2. устное предупреждение игроку принимающей команды - нет наказания;
    3. замечание только игроку подающей команды S - переход подачи к команде R, она переходит и подает;
    4. замечание только игроку принимающей команды R - команда S получает очко;
    5. замечания обеим командам, независимо от очередности:
        а) подающая команда S теряет подачу;
        б) команда R переходит на один номер, после этого подача переходит к команде S;
        в) первоначально подающая команда S переходит на одну позицию и начинает подавать при счете 1-1.

    Ситуация № 66: во время атакующей комбинации с приема связующий Красной команды сделал великолепный пас, который полностью дезориентировал блокирующих Голубой команды. Нападающий Красной команды пробил без блока. Связующий игрок Голубой команды был ближайшим блокирующим, но даже не приблизился к мячу. Как только нападающий Красной команды пробил по мячу, связующий Голубой команды дернул нижний край сетки, что явилось причиной "прыжка" сетки, так, что люди должны были предположить удар по сетке нападающим Красной команды. Второй судья видел умышленное нарушение игрока у сетки и сигнализировал об ошибке. Каково правильное решение в этой игровой ситуации?

    Решение: умышленная попытка привести судью к неправильному решению расценивается как грубое поведение и наказывается желтой карточкой по завершению розыгрыша мяча. Так, Красная команда выиграла розыгрыш мяча, дающий ей переход и, затем, была награждена очком из-за желтой карточки.
   
    Ситуация № 67: игрок и тренер удалены на партию. Они оба переместились на край скамейки до конца партии.

    Решение: они оба должны покинуть игровое поле, скамейку и зону разминки до конца партии на специально отведенные места для удаленных.

    Ситуация № 68: тренер команды R подходит к секретарю и спрашивает и количестве тайм-аутов, использованных командой S.

    Решение: тренеру разрешено спрашивать секретаря только о его команде. Тренер может спрашивать секретаря, не мешая его работе.

        Специальные случаи

    Ситуация № 69: Женский Чемпионат Мира. Матч Япония - СССР. Советский игрок наносит очень сильный атакующий удар. Защитница Японской сборной не очень удачно принимает мяч, и он отскакивает далеко за площадку. Другой японский игрок делает рывок за мячом и очень эффективно возвращает его в игру в тот момент, когда сама падает через рекламные щиты, ограничивающие игровое поле. Обработка мяча во время этой исключительной игровой ситуации сопровождалась небольшим его сопровождением (броском). Действия этого игрока вызвали в зале бурные аплодисменты. Судья дал свисток на ошибку. Зрители весьма громко выразили свое несогласие с решением судьи. Как должен поступать судья в подобных ситуациях?

    Решение: Судья это не только лицо, которое ответственно за ход матча. Он, также, ответственен и за развитие волейбола. Зрелищность - это очень существенный элемент в развитии игры. Судья не должен инициировать игровые действия для удовольствия зрителей, но в то же время он не должен пресекать их. Он должен найти соответствующий баланс между техническими и социальными аспектами своих действий. Практически это означает, что совершенно необходимо, - в определенной степени, - принести в жертву технические аспекты ради более широкого учета аспектов социальных. Это и есть искусство судейства!

    Ситуация № 70: Матч женских команд Куба - Канада. Куба играет очень быстро и сильно. Канада умышленно снижает темп игры, предложенный очень эмоциональными кубинками. Каковы действия арбитра?

    Решение: "Темп" - это очень деликатный элемент в волейболе. Каждая команда имеет свой собственный и оптимальный для себя игровой темп. Темп игры не обусловлен правилами, но контроль за темпом является ключевым фактором в действиях хорошего судьи. Подходящий темп матча позволяет играть на высоком уровне. С другой стороны, судья должен поддерживать постоянный темп в рамках нормального процесса игры. Судья никогда не должен позволять каким-либо внешним обстоятельствам задерживать процесс хорошего матча и разрушать хорошее выступление одной из команд. Это еще одно искусство судейства.

    Ситуация № 71: Четвертая партия матча на первенство мира между Кореей и Германией. Тренер Кореи просит замену. После того, как замена произошла, секретарь информирует, что замена была неправильной. Второй судья отменил ошибочную замену. Капитан Корейской команды не согласился со вторым судьей. Когда второй судья проверил протокол, то убедился, что замена на самом деле была правильной и восстановил ситуацию. Судьи находились в замешательстве (смущении). Каков должен быть ответ второго судьи?

    Решение: Очень важно принимать решения, основываясь на фактах. Изменение решения может создать нежелательную атмосферу во время матча. Это создает у игроков и зрителей чувства недоверия и враждебности к судье. В приведенном выше случае второй судья должен проверять протокол до принятия своего решения.

    Ситуация № 72: Кубок Мира для женских команд. Матч Куба - Перу. Специальное небольшое личное полотенце для вытирания пола одного из игроков Кубы упало с ее формы на пол между блокирующими команды Перу. Розыгрыш продолжался и команда Кубы его выиграла. Каково правильное решение в данном случае?

    Решение: Судья должен оценивать, какова степень влияния на ход игры упавшего полотенца. Это был единичный случай неумышленной потери полотенца. Мяч должен быть переигран.

    Ситуация № 73: игрок R-5 принимает сильнейший прямой удар нападающего противника S-2. Мяч отскакивает за пределы игрового поля к зрителям. R-6 перепрыгивает рекламные щиты и бежит на трибуну, достает мяч, но выполняет касание с некоторой ошибкой. Зрители в восторге от этого эпизода. Судья не свистит ни "касание при поддержке", ни задержку мяча. Прав ли судья?

    Решение: судья прав. Мяч может быть возвращен в игру извне пределов свободной зоны. "Касание при поддержке" фиксируется как ошибка только в пределах игрового поля. Что касается собственно контакта с мячом, то он должен оцениваться судьей отдельно. Модификация правил сделана для того, чтобы облегчить защитные действия и повысить зрелищность игры. Даже в тех случаях, когда это не "первое касание", очень важно улучшать искусство судейства, разрешив подобные эффектные действия в интересах зрелищности и популярности волейбола.

    Ситуация № 74: команда R выигрывает розыгрыш мяча и получает право на подачу. До перехода на подачу капитан команды R просит второго судью проверить правильность очередности подач. Секретарь информирует второго судью о том, что R-10 - это правильный подающий игрок. На подаче игрока R-10 выигрывается 4 очка. Перед его следующей подачей секретарь информирует, что правильным игроком на подаче должен быть R-8, а не R-10. Каково решение первого судьи?

    Решение: первый судья должен отменить 4 очка, набранные командой R. Все тайм-ауты, замены и другие акции, случившиеся во время набора этих 4 очков, должны быть отменены. Игрок R-8 должен подавать и игра возобновляется с того момента, когда капитан команды R попросил выяснить, кто должен подавать.

        Новые случаи

    Ситуация № 75: Олимпийские игры в Барселоне, матч мужских команд Япония - США. Очень напряженный матч. Игроки обеих команд недовольны рядом решений арбитров матча. При счете партий 2:1 в пользу Японии и счете 8:8 в четвертой партии очень горячий игрок США Самуэльсон получает желтую карточку за то, что оспаривал решение судьи на линии. При счете 13:12 в пользу Японии и японской подаче мяч после розыгрыша попадает в поле США, делая счет 14:12 в пользу Японии. Самуэльсон снова оспаривает решение судьи на линии. Второй судья обращает на это внимание первого судьи и он второй раз наказывает Самуэльсона желтой карточкой. Члены судейского комитета, контролирующие матч, обращают внимание секретаря и второго судьи, что это вторая желтая карточка тому же игроку в той же партии. Второй судья дважды пытается объяснить ситуацию первому судье, но он оставляет в силе свое решение - вторая желтая карточка. Желтая карточка остается наказанием, но не записывается в протокол матча. Тренер и капитан японской сборной протестуют, указывая, что это должна была быть красная карточка и оставляют за собой право записать протест в протоколе после окончания матча. Матч продолжается. США выигрывает 3:2. Какое решение по поводу протеста японской команды должен принять контрольный комитет?

    Решение:
    1. Первый судья допустил ошибку, дважды наказав желтой карточкой одного и того же игрока в одной и той же партии. Он должен был бы дать красную карточку, что означало бы 3:1 в пользы Японии.
    2. Японский протест был правильно заявлен в ходе матча и правильно записан в протокол после окончания матча.
    3. Контрольный комитет должен был настоять на красной карточке и, соответственно, решающем очке в пользу японской команды. Вторая желтая карточка, - как факт, - должна была бы быть записана в протоколе.
    4. Как результат этого разбирательства, ФИВБ приняло решение о проведении в подобных случаях "Судейской Конференции" для немедленного и правильного разрешения конфликта.

    Ситуация № 76: Чемпионат Мира 1994 года, мужчины, Бразилия - Куба. Кубинский тренер делает замену с опозданием. Последовал спор с официальными лицами. Судья дает желтую карточку. Бразильская команда немедленно запрашивает тайм-аут и последующую замену. После этого, без розыгрыша мяча, Куба проводит замену. Игра продолжается и Куба выигрывает партию и матч. Судьи позволили Кубе сделать две замены, не замечая в напряженный момент, что между этими двумя запросами на замену не было возобновления игры. Как правильно разрешить эту ситуацию.

    Решение: судьи и секретарь не были внимательны, чтобы предупредить этот неправильный запрос на замену. Если бы этот неправильный запрос замены оказал влияние на задержку игры, то замена должна бы быть наказана красной карточкой за задержку игры.

    Ситуация № 77: Национальная лига в Шотландии. Матч команд F - J. Счет 13:13 в третьей партии. Второй судья фиксирует нарушение расстановки на приеме у команды J. Команда J протестует, но это бесполезно, и 14:13 в пользу команды F. На следующей подаче команды F судья снова фиксирует нарушение расстановки у команды J. Счет 15:13 и партию выигрывает команда F. После некоторой дискуссии судья соглашается с тем, что оба решения были неправильны. Однако, судья констатирует, что партия завершена и исправления не могут быть сделаны. Вопреки продолжающимся протестам судья начинает четвертую партию. Капитан команды J записывает протест формально по окончании игры.

    Решение: судья допустил ошибку. Судьям разрешено изменить их решение относительно применения правил. Эта очевидная ошибка должна быть исправлена тем, что третья партия должна быть переиграна со счета 13:13.